«Ты прощай, прощай, наша Масленица!»

Опубликовано 10.03.2016.

Театрализованное представление, посвященное проводам Масленицы, состоится в Доме культуры имени Петрика станицы Брюховецкой 13 марта в 14:00. Сопровождающие такие мероприятия традиционные народные гуляния будут проходить как в самом ДК, так и на улице.

Справки – по телефону: 8 (86156) 3 12 09.

2 ответов

  1. КУЛЬТУРА

    В 2016 году Масленица пройдет с 7.03 по 13.03. После введения Христианства Масленицу стали праздновать в последнюю неделю перед Великим Постом, который заканчивался наибольшим праздником христиан — Пасхой. Таким образом, Масляная неделя получила некий дополнительный смысл – это была «переходная» неделя, когда разрешалось есть рыбные и молочные продукты, а вот мясные есть уже было нельзя, готовясь к Посту. Масленичная неделя (Седмица о Страшном Суде) Семидневка веселого празднества состоит из двух периодов – Малой и Большой Масленицы. Первый период продолжается с понедельника по среду включительно , а второй продолжается со среды по воскресение включительно. Начало этого праздника берёт свои истоки с языческой Руси. И до сих пор в его проведении присутствуют языческие моменты. В первые три дня мясопустной седмицы (так ещё называют Масленицу) люди занимаются домашними делами. Трудятся по хозяйству, готовятся к заключительному дню недели. А с четверга наступает вторая часть седмицы и начинается Большая Масленица. Каждый день недели этого любимого народом праздника имеет собственное наименование. Первый день — Встреча Рано утром родители мужа посылают невестку к своим сватам ( ее отцу и матери), а вечером и сами появляются к ним в гости. Определяли время и место, где будут праздновать, решали, кого приглашать. К этому моменту готовили снежные горки, устанавливались качели и аттракционы. Хозяюшки пекли румяные блинчики, а первый из них, по традиции, отдавали беднякам на поминание умерших родственников. Возводилась фигура большого соломенного чучела Масленицы, ее усаживали на кол и катали на огромных санях. Например, в селе Камызино, что в Белгородской области, водили корову, одетую в лапти. Второй день — Заигрыш Во вторник проводили обряд смотрин девушек, готовящихся к замужеству — будущих невест. Смысл этого действа сватовской, дабы по окончанию Великого поста провести свадебные торжества на Красную горку. С утренних часов желающие проводили время на горках, вкушали блины, к гулянию приглашалась родня, друзья и добрые знакомые. В Среду были Лакомки Третий день недели подразумевает принятие постной пищи. Зять заходит к теще есть блины, она их печет к приходу дочкиного мужа самостоятельно. Женщина выказывает благое отношение к супругу своей дочки. Помимо него приглашаются и другие гости. Четверг — Разгул Этот день имеет несколько наименований: Разгуляй, Колодка, Четверток, Влас, Масленая Коляда и прочие. Этот день положил начало празднованию Широкой Масленицы. С этого момента запрещено трудиться, люди празднуют и веселятся на широкую ногу, предаются различным утехам, катаются верхом на конях, устраивают кулачные бои, соревнуются, весело пируют. Традиция для этого дня – штурм снежного городка. В Четверток люди как-бы выплескивают наружу накопленный за месяцы зимы негатив, мирятся друг с другом. Гуляния четверга проводятся с разжиганием высоких, ярко пылающих костров и прыганием через них. Веселящийся народ поет песни. Например, одном из белгородских сел, начиная с этого дня, катали по заснеженным улицам коня из соломы. Его изготавливали следующим образом: большую соломенную охапку обвязывали веревками – получалось туловище, а потом изготавливали голову и шею. Не все могли сотворить такое чудо, поэтому изготовлением соломенного чучела занимались специальные мастера. Готового коня они заливали водой, и целую ночь он мерз на улице, потом угольком ему разрисовывали глаза. На таком соломенном чуде народ катался верхом. А в соседнем селе Камызино, люди сажали в сани и возили по селу живую козу в ярком платке и цветастом платье. Рядом с животным на сани устанавливали небольшой столик со спиртным и закуской. В Ярославле, по давно сложившейся традиции, люди поют Коляду. По домам праздные весельчаки бродят с музыкальными инструментами, поют и играют на них, поздравляют хозяев, за что получают деньги, различные вкусности и вино. На прощанье колядовщики воспевают благодарность хозяевам дома. Пятница – Вечерки у тещи Теща направляется в дом зятя с ответным визитом в сопровождении своих родных и подружек. Ее дочь к приходу матери выпекает блины и угощает ими гостей. А зять показывает свое благое расположение к матери своей супруги и ее родственникам. Суббота – Золовкины посиделки Невестки зазывают на праздник в свой дом золовок и прочих мужниных родных. Если золовка не замужем – то невестка созывает в свой дом своих холостых подружек, а если же мужнины сестры замужем, то она зазывала в гости свою замужнюю родню. По традиции, невестка должна принести в дар золовке подарок. Воскресенье – Проводы Это Прощенное Воскресение, Заговенье, Целовальник, Масленые Заговины, имеет длинный ряд наименований и является окончанием, яркой кульминацией веселой Масленой недели. Православные люди, впрочем, как и желающие, заговляются перед началом Великого пасхального поста. Каждый испрашивает прощения за все нанесенные ранее обиды и прочие неприятности. Вечером поминают умерших, а днем посещают места их захоронений. В воскресный день принято омываться в бане, сжигать оставшуюся еду, мыть посуду после пышных празднеств. По окончании веселья сжигается чучело Масленицы, а оставшийся после ее сжигания пепел развеивается по близлежащим полям. В Костромской губернии, к примеру, сооружается «обоз» — повозка из ряженых мужчин, на их головы надеваются соломенные колпаки. Вечером они направляются за пределы города, где и поджигают «головные уборы» — сжигают Масленицу. А в местных деревнях в вечернее время люди приносят по охапке соломы, укладывают ее в общую кучу и поджигают, что символизирует сожжение « мужика из соломы». В православных церквях на вечерней службе свершается чин прощения – глава каждого храма испрашивает прощения у всех собравшихся людей и у других священнослужителей. Далее люди, находящиеся в храме, просят прощения друг у друга и, отвечая на просьбу о прощении, отвечают «Бог простит и я прощаю». С вечера в обителях начинаются великопостные служения. По свидетельству писателя-этнографа Сергея Максимова: «Обычай прощаться с умершими держится на земле русской особо твердо, поддерживают его в основном женщины. Они группами по 10-15 человек идут, взяв с собой блины, на погост, причем не разговаривают между собой. Придя к могилке родственника, каждая из них встает на колени, три раза кланяется и слезно молит простить покойника за грубости и вред, причиненные ему при жизни. Затем помолившись, выкладывает на бугорок могилы блинчики и в полнейшем молчании идет домой. Проводы Масленицы Во многих российских губерниях ритуал сводился к сожжению масленичной Марены и его символичных похоронах. Сжигание традиционно для центральных, северных и поволжских губерний. Чучело везли на некоем поезде из лошадей (иногда их было больше сотни). Потом его сжигали и в кострище выбрасывали недоеденную пищу. В Татарстане бытует традиция сжигания в костре куколок, с которыми, якобы, пропадают все проблемы и беды. В западных, южно и среднерусских, поволжских губерниях люди хоронили масленицу. А в других областях Руси устраивали пародию похорон. Чучело укладывали в корытце, а за ним следовала процессия из «попа» — переодетой в ризу молодой девицы с приклеенной бородкой, «дьячка» и группы плакальщиц. Иногда прощание с Масленицей происходило в виде поезда: чучело «восседало» в санях, запряженных мужчинами. Позже соломенную фигуру сжигали, что предвещало скорый и отличный урожай на полях. Считалось, что Масленицу, а еще ее называют Сырной неделей, нужно было провести как можно веселее и сытнее, ведь как ее проведешь, так и будущий год проживешь. Так же Масленая неделя была временем для поддержки и укрепления семейных отношений. Молодоженов приветствовали, устраивали им « смотрины », заставляя целоваться на людях. Породнившиеся семьи обязательно на праздничной недели ходили друг к другу в гости, не забывали поминать и усопших родственников. Тех же, кто еще не вступил в брак условно «наказывали» — привязывали к ноге или шее кусок дерева, веточку или просто ленту, и заставляли так ходить некоторое время. Позже можно было откупиться угощением или деньгами. Каждый из семи дней Масленицы имеет свое название и свои обычаи. Понедельник назывался « встреча ». В этот день народ « встречал » Масленицу — из соломы делали чучело, одевали его в одежды, насаживали на шест и возили по всей округе под веселые и задорные песни. После чего чучело оставляли на месте, где в дальнейшем происходили народные гулянья. В этот день заканчивали раскатывать горки, достраивали качели, карусели, балаганы, расставляли палатки и столы. Хозяйки же начинали печь блины, да не просто так, а со специальными заговорами и обрядами. Первый блин не ели, его отдавали нищим, с тем, что бы те помянули усопших. Вторник величали « заигрыш ». Юноши и девушки ходили друг к другу в гости – поесть блинов, покататься на горках. А на площади начиналось веселье. Неженатые парни и девушки на гуляньях приглядывались один к одному, ища себе вторую половинку. Девушки гадали, подсматривая за тем, с какой начинкой ест блин понравившейся ей молодой человек. Среда была «лакомка». В доме устраивали пышные застолья. В этот день теща сзывала всех своих зятьев и щедро угощала всевозможными блинами. Молодому зятю мазали голову маслом, что бы он так же « примаслился » к жене. А на площадях открывали палатки и продавали пряники, сбитни, орехи. Народ веселился, катался на лошадях и разыгрывал смешные сценки об отношениях тещи и зятя. Говорили, что на Лакомку нужно: « Есть до икоты, пить до перхоты, петь до надсады, плясать до упаду». Четверг называли «разгул», «разгуляй». С этого дня начиналась «широкая Масленица» — гулянья разворачивались во всю силу. Запрягали лошадей и катались вокруг деревни по часовой стрелке, «по солнышку». Для мужчин устраивали кулачные бои и взятия снежной крепости, дети катались с горок кто на чем горазд. Народ потешали медведи на поводке, кукольники, балаганы. Все веселились: устраивали карнавалы, катались на качелях, каруселях, угощались предложенными лакомствами и любовались фейерверками. Пятница – «тещин вечерок». В ответ на гостеприимство тещи, зять теперь приглашает ее к себе на блины. Так же по традиции в этот вечер готовят мучные блюда: вареники, манты, пельмени, пироги. Субботу звали «золовкины посиделки». Молодая невестка приглашала к себе в гости золовок, то есть сестер мужа. Также сзывала она своих незамужних подруг, если золовка была еще не замужем. А если золовка была уже замужем, то приглашала и родню мужа. Невестка должна была преподнести золовке хороший подарок, что бы расположить ее к себе. Воскресенье именуется «прощеным воскресеньем». Люди просят друг у друга прощенья, просят у всех, даже если нет особой вины. Говорят приблизительно так: «Прости меня, если я в чем-то перед тобою виноват », а в ответ нужно сказать: «Бог простит, и я прощаю». На главной площади прощаются с куклой Масленицей, или Зимой, благодарят ее за зимние забавы и ругают за мороз и холод. После чего под песни и возгласы ее сжигают. В большой костер народ кидает всю пищу, которую не съели за прошедшую неделю – блины, сыр, масло, рыбу – ведь с завтрашнего дня начинался Великий пост. А когда костер немного приутихнет, происходит финальное действо вечера — молодежь с задором прыгает через костер. Вот таким весельем и заканчивается Масленая неделя 2016. В Православной вере считается, что смысл Масленой недели – это прощение накопившихся обид, примирение с ближним, укрепление семейных отношений, подготовка к Посту. Пусть же для вас это праздничное время пройдет весело, сытно и душевно тепло!

  2. Введите ваше имя...

    А как же в дк Буренкова праздник будет?

Добавить комментарий

Войти с помощью: 


*

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-) 
:popcorn: 
 

<= Добавить в комментарий картинку (только jpg)

Home Новости «Ты прощай, прощай, наша Масленица!»

При перепечатке и цитировании ссылка(гиперссылка) на "Кубанский берег" обязательна. Точка зрения авторов может не совпадать с точкой зрения редакции. Ответственность за точность изложенных фактов несет автор. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет.
Главный редактор Сергей Гормалев, тел. +79189497354 e-mail: gormalev_c@bk.ru